• Главная
  • «Через 20-25 лет навыки населения упадут еще ниже» - министр рассказал о грамотности казахстанцев
16:54, 11 декабря 2019 г.

«Через 20-25 лет навыки населения упадут еще ниже» - министр рассказал о грамотности казахстанцев

«Через 20-25 лет навыки населения упадут еще ниже» - министр рассказал о грамотности казахстанцев

Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов рассказал об итогах оценки навыков казахстанцев в возрасте от 16 до 65 лет, передает Kaskelenec.kz.

Глава МОН отметил, что недавно ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) опубликовала результаты PISA, однако вне фокуса общественного внимания остались результаты не менее важного международного исследования PIAAC, которое эксперты называют не иначе как «PISA для взрослых». Это исследование оценивает навыки людей в возрасте 16-65 лет по читательской, математической грамотности и решению задач в цифровой среде.

По его словам, Казахстан впервые принял участие в этом исследовании. Результаты граждан страны показали, что в среднем навыки взрослого населения (математика - 247, чтение - 249 баллов) находятся на уровне граждан таких стран, как Испания и Италия, однако значительно ниже среднего уровня стран ОЭСР (читательская грамотность - 266, математическая грамотность - 262).

«При этом выявлены специфичные результаты для Казахстана. К примеру, PIAAC показал общемировой тренд, что пик развития навыков человека приходится на возраст 25-34 года, а дальше идет спад. Однако в Казахстане все возрастные группы показывают совершенно другую картину. Навыки молодого населения (25-34 лет) соответствуют или порой даже ниже навыков более старшего поколения (55-65 лет). Если не принять срочные меры, то через 20-25 лет навыки населения, вероятно, упадут еще ниже», - написал Аймагамбетов в Facebook.

При этом среди опрошенных граждан в возрасте 25-34 лет почти 50 процентов имеют высшее образование, тогда как среди людей 55-65 лет высшее образование получили всего 27 процентов.

Половина населения Казахстана как по читательской (49 процентов), так и по математической (52 процента) грамотности достигает только второго уровня, и лишь четверть населения (25 процентов) - более высоких уровней. Как отметил глава МОН, это означает, что население республики может работать только с относительно несложными текстами и математической информацией и выполнять задачи, которые не требуют синтеза, анализа или интерпретации информации.

«Значимым трендом является зависимость между уровнем владения навыками и частотой их использования: чем чаще навыки используются в повседневной жизни и работе, тем выше их уровень. Казахстанцы слабо используют как читательские, так и математические навыки в повседневной жизни и в работе, соответственно, низкое использование ведет и к низкому владению ими. Кроме того, исследование показало, что только 17 процентов населения страны принимает участие в образовательных мероприятиях. Это один из самых низких показателей», - добавил Асхат Аймагамбетов.

В странах ОЭСР данный показатель достигает 44 процентов. Общеизвестно, что навыки и образование вознаграждаются на рынке труда за счет повышения заработной платы.

«Казахстан не является исключением. К примеру, рост математической грамотности увеличивает почасовую заработную плату на 5,9 процента, а в среднем по странам ОЭСР - на 7,2 процента. Но больше, чем грамотность, влияние на заработную плату и вероятность трудоустройства в Казахстане оказывает количество лет обучения - чем больше лет казахстанец учится, тем больше он зарабатывает в последующем. И это только некоторые примеры итогов исследования. Здесь важно не относиться поверхностно к этим результатам и, вырывая из контекста, делать сенсации, а видеть общую картину и принять системные меры», - отметил министр образования и науки.

Он подчеркнул, что перед Казахстаном стоит несколько задач.

«Во-первых, необходимо существенно повысить качество профессионального и высшего образования. При подготовке отечественных кадров все вузы и колледжи Казахстана должны взять результаты PIAAC на вооружение. При этом они должны не только формально готовить специалистов для рынка труда, но и научить востребованному навыку - учить учиться (learning how to learn). В идеале любой гражданин должен уметь распознать свои пробелы в навыках и знать, где их можно восполнить. Обновление программ под профессиональные стандарты, усиление требований к качеству обучения являются жизненно важными мерами. Политика по усилению требований к вузам и колледжам и сокращение недобросовестных учебных заведений должна быть продолжена. Говоря о наличии проблем в высшем образовании, надо иметь в виду, что у нас также есть большое количество сильных учебных заведений, ничем не уступающих многим зарубежным университетам», - отметил Аймагамбетов.

Он также заявил о необходимости увеличить финансирование высшего образования через увеличение стоимости государственных грантов. По словам министра, это позволит укрепить материально-техническую базу и повысить заработные платы преподавателям.

«В-третьих, результаты наглядно продемонстрировали нам, что от длительности и уровня образования напрямую зависит благосостояние каждого гражданина. Это еще раз доказывает, что в современном высокотехнологичном мире качественное образование обретает еще большую значимость. Поэтому граждане Казахстана должны отводить важное место и длительную часть времени обучению и образованию, что, безусловно, даст положительный эффект в будущем. Нам необходимо развивать и поддерживать неформальное образование. Результаты данного исследования будут использованы для формирования политики в сфере образования», - заключил министр.

Свыше 20% опрошенных молодых людей сидят дома после окончания школы – Токаев

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#образование #навыки #министр #Асхат Аймагамбетов #Казахстан
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити

Комментарии

Объявления
live comments feed...